Добрым словом: психологи помогают детям-сиротам
22.11.2023 857
Пережив травмирующий опыт разлуки с кровной семьей, оказавшиеся в центрах содействия семейному воспитанию дети остро нуждаются в эмоциональной поддержке. Поэтому психологам в центрах отводится особо важная миссия – помочь ребятам разобраться в себе, научиться различать свои и чужие эмоции, заново выстроить отношения с окружающим миром. Для этого в арсенале специалистов есть множество методик и техник, но ключевым в своей работе они называют простое общение с ребенком – искреннее, доверительное, заинтересованное.
«Я говорю с ребятами на их языке и всегда стараюсь понять, как они видят разные ситуации, а после расширяю их картину мира. Начинаю всегда с поддержки, даю ребенку выговориться, быть услышанным. После бури эмоций «подсвечиваю» путь! Если ребенок немногословен, то пробуем через творчество и обсуждение», – делится профессиональными приемами педагог-психолог Центра «Полярная звезда» Галина Рудакова.
Недавно она провела для воспитанников тренинг «Кто я? Какой я?», который дал ребятам возможность понять, что они могут быть разными, у них может быть много социальных ролей, но всегда есть выбор и опора на себя.
«Работа психолога идет от сердца. У нас с ребятами, конечно, есть заранее запланированные расписанием встречи, но они в любой момент могут сами прийти и рассказать о том, что их волнует: поделиться знаковыми событиями в жизни, попросить совет, доверить тайну», –говорит психолог в социальной сфере Центра «Алые паруса» Наталья Вельдяскина.
Она часто обсуждает с детьми, как эффективно взаимодействовать с окружающими: например, научиться контролировать эмоции при общении, подружиться со сверстниками. Особенно актуально это для ребят, которые переехали в центр недавно. Так, Игорь оказался в «Алых парусах» и сначала сильно растерялся, замкнулся в себе. Психологи взяли парня на особый контроль, проработали его страхи и комплексы. И довольно быстро он смог раскрыться, поверить в себя. Преодолел стеснение и неуверенность, нашел друзей, стал принимать активное участие в жизни центра и даже выиграл творческий конкурс.
Эмоциональная зажатость свойственна многим детям, пережившим травмирующий опыт, поэтому психологи центров содействия семейному воспитанию уделяют большое внимание развитию у ребят позитивного самоотношения. «Этот важный компонент проявляется в чувстве собственного достоинства, в гордости, в уважении к себе, а затем и к другим. Формируя у детей навык самосознания, мы не только затрагиваем все сферы их жизнедеятельности в данный момент, но и закладываем кирпичики в их будущее отношение к миру», – рассказывает психолог Центра «Наш дом» Евгения Пардилова.
На занятиях специалисты используют самые разные методики, одна из самых интересных – «розовый куст». Ребятам предлагают сначала представить, а затем нарисовать куст, который будет отражать их эмоциональное состояние. На одном из таких тренингов проявил себя Юра – один из самых тихих и скромных воспитанников «Нашего дома». Он нарисовал куст с цветами, а рядом с ним – сердце. Мальчик пояснил, что внутри каждого растет такой куст, и в зависимости от того, чем мы удобряем и поливаем его – какими делами, мыслями, поступками и интересами, – такие цветы на нем и вырастают.
«Одна из эффективных практик, которые мы рекомендуем семьям для налаживания контакта с детьми, – дневник эмоций. Всякий раз, когда произошло что-то, вызвавшее яркие эмоции, и ребенок, и родитель записывают в свои книжечки чувства. А потом читают друг другу. Так не только дети станут более чуткими, но и родители поймут собственные эмоции. Это важно для гармоничных семейных отношений», – поясняет педагог-психолог Центра «Наш дом» Клавдия Нехонова.
Тренинги – только один из форматов работы, который психологи центров для детей-сирот используют в работе. Специалисты службы сопровождения Центра содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки», например, для развития у подростков коммуникативных навыков организовали цикл выездных мероприятий – поездки в Музей эмоций и Музей оптических иллюзий.
«Изюминкой экскурсии стало посещение антистрессового аттракциона «Бей посуду». Дети писали послания на тарелках, били их об пол и стены и кричали, что разбитые тарелки – это на счастье». Так подростки получили эмоциональную разрядку и яркие впечатления», – говорит психолог Центра «Каховские ромашки» Тамара Андрушкевич.