Навигационное меню

  • О нас
  • Органы опеки
  • Хочу взять ребенка
  • Приемным родителям
  • Центры
  • Выпускникам
  • Опекунам и попечителям взрослых
  • Новости
  • Куда обратиться
У меня вопрос Экстренная социальная помощь 051 Найти Версия для слабовидящих
Логотип
  • О нас
  • Органы опеки
  • Хочу взять ребенка
  • Приемным родителям
  • Центры
  • Выпускникам
  • Опекунам и попечителям взрослых
  • Новости
  • Куда обратиться
Запись на прием в банк данных Запись в Школу приемных родителей Icon Запись на прием по вопросам опеки Icon Запись на социально-психологическое обследование
Главная/Новости/«Экосистема детства» помогает столичным детям-сиротам
«Экосистема детства» помогает столичным детям-сиротам

«Экосистема детства» помогает столичным детям-сиротам

12.11.2021 295

Проект «Экосистема детства» по созданию вокруг детей-сирот атмосферы поддержки, формированию у них культуры привязанности, доверия, умения общаться с окружающими и профилактике девиантного поведения проводился в течение года в четырех столичных центрах содействия семейному воспитанию. Его разработали эксперты Федерации психологов образования России и Московского государственного психолого-педагогического университета, в 2020 году он стал одним из победителей конкурса грантов «Москва − добрый город». Руководитель проекта, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ Римма Чиркина рассказала, какие механизмы используют психологи и сотрудники центров, чтобы предотвратить у ребенка «трудное» поведение и научить быть «ресурсным человеком», способным поддерживать близких.

«Какой бы хорошей ни была организация, где находятся дети-сироты, какие бы прекрасные условия там ни были, там не формируются семейные узы», — объясняет Римма Чиркина.

Как последствие страдает «сфера любви и принятия», отметила эксперт, а детей, как правило, удерживают только внешние ограничения: «Поэтому дети порой выстраивают свои защитные стратегии, которые оказываются разрушительными». В таких ситуациях, уверены психологи, трудно строить личные отношения и быть добрым, дети не умеют быть ресурсными для окружающих — у них нет понимания того, как важно отдавать и делиться, поддерживать кого-то.

В результате психологи и сотрудники семейных центров-участников проекта стали создавать в организациях так называемую «замещающую социальную среду». «Мы постарались наладить такие формы и форматы общения между людьми, которые позволяют детям получить недостающие компетенции, научиться регулировать собственное поведение и эмоции, а это можно делать, только перейдя на более высокий уровень осознанности, и в результате научиться взаимодействовать, работать с кем-то, видеть не только себя, но и других и вкладывать в отношения свои лучшие стороны — доброту, великодушие, уметь поддержать других и при этом обратиться за помощью и принять ее с благодарностью, — пояснила руководитель проекта „Экосистема детства“. — Это, казалось бы, естественные вещи, но они просто так ниоткуда не берутся и дополняются именно сообществом».

От директора — до вахтера

В начале реализации проекта — он ведется в Центре содействия семейному воспитанию имени Ю.В. Никулина, ЦССВ № 1, а также ЦССВ «Спутник» и «Каховские ромашки» — его авторы встретились абсолютно со всеми сотрудниками организаций. «Мы пришли с проектом, который называется „Экосистема детства“, а экосистема — это когда все создают совместное пространство общих целей, ценностей и действий, — рассказывает Римма Чиркина. — Сотрудники знают и понимают, что дети работают над навыками, с ними проводятся тренинги. И здесь все, как в семье: если у младшего брата проблемы, то вся семья за него переживает, все хотят, чтобы у него все получилось. И сам ребенок знает, что в нем заинтересованы, за ним наблюдают, за него беспокоятся, и у всей семьи есть общее видение будущего. В результате вокруг ребенка должно быть сформировано сообщество поддержки, создана культура поддерживающих отношений, и все это делается при активном участии ребенка».

Для формирования такой культуры авторы используют три вида технологий. Первая — это коррекционно-профилактическая практика «Сила народной игры». Дети разного возраста осваивают утраченные ныне русские народные игры. Игровая среда учит их придерживаться правил, выбирать свою роль и следовать ей, находить взаимопонимание, взаимодействовать и принимать решения. Народная игра включает в себя физический и психоэмоциональный уровни взаимоотношений. Во время народной игры дети, с одной стороны, могут свободно проявлять творческую активность, импровизировать, но, с другой стороны, обязаны соблюдать равенство всех участников по отношению к правилам игры и друг к другу. «Наши наблюдения и исследования показали, что в результате фольклорных тренингов дети, которые были незаметными, робкими и не осмеливались высказаться в присутствии других становились более смелыми, при этом и в группе улучшалось к ним отношение, повышался их социометрический статус», — рассказывает руководитель проекта.

Следующая технология — это ступень «Умелый класс» или «Умелая группа». Это игровая программа, в которой дети осваивают социально-коммуникативные и эмоциональные навыки. «Этот подход можно назвать краткосрочной терапией, — поясняет Римма Чиркина. — Сделать сразу нечто глобальное — задача непосильная, но можно начать здороваться, входя в класс, или тянуть руку, если хочешь ответить, а не выкрикивать с места. А эти небольшие навыки уже легко приобрести, их использование станет профилактикой неприятных для ребенка ситуаций критики и замечаний». Технологию используют, в частности, в семейных группах, где дети хотят научиться, например, не реагировать на провокации, вовремя проснуться и не опоздать на занятия. У каждого человека при этом есть способ фиксировать свои достижения, но особенность в том, что фиксируют их окружающие, например, складывая разноцветные макароны в прозрачную банку. Тот, кто увидел, что человек сдержался в острой ситуации, не ответил грубо, «записывает» этот результат. Именно потому и важно, чтобы все, в том числе и сотрудники центров, знали о цели каждого ребенка. Тогда положительный результат не останется незамеченным — это важный элемент подкрепления изменений.

Еще одна технология, которую используют авторы проекта, — «Круг поддержки сообщества». Это встреча, на которой собираются дети и обсуждают различные ситуации, следуя правилам: говорить с уважением и слушать с уважением. Также нельзя высказать оценок, перебивать и «выносить из круга» то, что там обсуждалось. Говорить может тот, у кого в руках находится символ «Круга», в одном из центров для этого используется игрушка — красное плюшевое сердце. «Это технология для любой формы групповой коммуникации, — поясняет Римма Чиркина. — Можно составить планы, обсудить проблему, вынести групповое решение. И особенность такой технологии еще и в том, что ни один человек в нем не останется незаметным — до него обязательно дойдет очередь, и он сможет высказаться, поделиться своим мнением, и его услышат. У него есть право и отказаться, но он останется виден».

Консилиумы, после которых начинается индивидуальное сопровождение детей сотрудниками центров и волонтерами-наставниками тоже проходит в форме «Круга поддержки сообщества»: подростки принимают ответственное решение о своих изменениях и получают ясное представление о том, как и с кем они будут идти по этому пути. Таким образом, система поддержки обретает свою целостность.

«Огромный спектр возможностей»

В Центре содействия семейному воспитанию имени Ю.В. Никулина в проекте «Экосистема детства» задействованы все — как психологи, специалисты по социальной работе и воспитатели, так и дети — воспитанники в возрасте от 3 до 12 лет, а также ребята постарше, имеющие проблемы с поведением.

«Для психологов, специалистов по социальной работе, воспитателей было проведено около 40 обучающих мероприятий — это семинары, конференции, лекции, как в очном, так и в онлайн-формате, — рассказал начальник отдела психолого-медико-педагогической реабилитации центра Павел Крайнев, курирующий проект „Экосистема детства“ в учреждении. — Большое внимание в обучающих технологиях по работе с воспитанниками из группы риска уделяется вопросам кейс-менеджмента, менторинга, медиации, восстановительным программам в проблемных и конфликтных ситуациях».

Он отметил, что особенный интерес у взрослых и детей вызвали мероприятия цикла «Сила народной игры»: студентов педагоги и воспитанники центра имени Ю.В. Никулина играли в русские народные игры, водили хороводы, пели песни, рисовали, сочиняли сказки.

«Специалисты, работающие с детьми, получили возможность использовать в работе огромный спектр разнообразных методик и технологий по сплочению детского коллектива и гармонизации отношений внутри детской группы», — считает Павел Крайнев.



Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Последние новости

Шаг к мечте. Воспитанница «Спутника» побывала в Центре кинологической службы и теперь готовится поступать в специализированный колледж

3 июля 2025

Курс на успех: выпускники центров для детей-сирот учатся в колледжах и вузах столицы

3 июля 2025

Город обеспечил жильем более 350 детей-сирот с начала года

30 июня 2025

Мост между культурами. Как семейные традиции объединяют мультикультурные приемные семьи

25 июня 2025

Мама для ученицы. История столичной приемной семьи

23 июня 2025

Как медиаторы помогают москвичам в решении конфликтов

18 июня 2025

Основные разделы

  • О нас
  • Органы опеки
  • Хочу взять ребенка
  • Приемным родителям
  • Центры
  • Выпускникам
  • Опекунам и попечителям взрослых
  • Новости
  • Куда обратиться

Дополнительные возможности

  • Поиск по сайту

Полезная информация

  • Полезные ссылки
  • Нормативные документы
  • Специалистам органов опеки

Учредитель: Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Информационное сопровождение: Центр «Содействие»

© 2025 Портал "Моя новая семья"