Навигационное меню

  • О нас
  • Органы опеки
  • Хочу взять ребенка
  • Приемным родителям
  • Центры
  • Выпускникам
  • Опекунам и попечителям взрослых
  • Новости
  • Куда обратиться
У меня вопрос Экстренная социальная помощь 051 Найти Версия для слабовидящих
Логотип
  • О нас
  • Органы опеки
  • Хочу взять ребенка
  • Приемным родителям
  • Центры
  • Выпускникам
  • Опекунам и попечителям взрослых
  • Новости
  • Куда обратиться
Запись на прием в банк данных Запись в Школу приемных родителей Icon Запись на прием по вопросам опеки Icon Запись на социально-психологическое обследование
Главная/Новости/Как в центре «Роза ветров» помогают детям с инвалидностью освоить навыки самообслуживания
Как в центре «Роза ветров» помогают детям с инвалидностью освоить навыки самообслуживания

Как в центре «Роза ветров» помогают детям с инвалидностью освоить навыки самообслуживания

22.04.2021 180

Застегнуть пуговицу, почистить зубы, открыть коробку с игрушками — эти действия кажутся нам, взрослым, несложными, но освоить их ребенку с инвалидностью бывает очень непросто. Зато овладение даже простейшими навыками самообслуживания дарит уверенность в своих силах, желание развиваться дальше. В Центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров» в рамках гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводится активная работа по формированию навыков самообслуживания у воспитанников.

Маленькие, но ценные победы

«У ребенка с ментальными нарушениями освоение навыков самообслуживания растянуто по времени, поэтому нужно набраться терпения, — отмечает воспитатель Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов „Роза ветров“ Ирина Дмитриева. — Необходимо использовать все возможности, чтобы похвалить малыша, отмечать любые, даже незначительные его достижения».

По словам педагога, вначале необходимо создать обучающую среду, окружить ребенка предметами быта и их копиями-игрушками, использовать игры, которые тоже помогают освоить тот или иной навык.

Например, чтобы ребенок научился закрывать и открывать кран или выдавливать пасту из тюбика, ему необходимо овладеть определенными движениями рук. Эти движения могут отрабатываться в таких дидактических упражнениях, как «Болты-гайки», «Открути-закрути крышку на банке», «Отожми губку», «Сожми резиновую игрушку» и другие.

Устанавливаем контакт

«Большинство детей в нашей группе являются „неречевыми“. Устная речь для них сложна и недоступна. Они практически не умеют общаться, обращаться с просьбами, испытывают трудности в процессе обучения», — рассказывает Ирина Дмитриева.

Для решения этой проблемы педагоги в своей работе используют альтернативную коммуникацию, которая позволяет удовлетворять потребности неговорящего ребенка в общении и обучении − пиктограммы.

В группе, где Ирина работает воспитателем, есть тренировочная кухня. «Там мы учимся сервировать стол и убирать посуду после еды. Для этого используем пиктограммы, обозначающие предметы, действия, связанные с ними, и правила сервировки стола. Прежде чем начать обучение, мы с детьми расширяли словарь по теме „Посуда“, а также познакомили их с визуальной доской „Задания и схема“, рассказали им, где хранится хозяйственный инвентарь, объяснили, что такое дежурство», − рассказывает она.

При этом педагог отмечает, что для воспитанников ежедневно проводятся упражнения, помогающие освоить определенные действия, которые формируют умения и навыки сервировать стол и убирать посуду со стола. Например, чтобы научить расставлять посуду, используются упражнения по ориентировке в пространстве, сюжетно-ролевая игра «Приглашаем в гости» и так далее.

На специально оборудованной визуальной доске для дежурных даются задания. Каждую операцию ребенок отмечает стрелочкой. После дежурства дети получают поощрения в виде колобков.

Единый механизм

«Важно, чтобы дети выполняли посильные задачи максимально самостоятельно, так как навыки самообслуживания будут необходимы им в дальнейшей их жизни. И в этом немалую роль играют и родители наших воспитанников. Часто родители особого ребенка хотят, чтобы он читал, считал, писал, а ребенок элементарно не может держать ложку, кружку, застегнуть пуговицу на рубашке. Это объясняется тем, что очень часто близкие ребенка не задумываются, насколько умения, связанные с самообслуживанием, важны для его развития, его социальной адаптации в окружающем мире», − делится Ирина Дмитриева.

Позиция близких ребенка «Это долго», «Я лучше сам одену, это быстрее» только тормозит процесс овладения ребенком навыками самообслуживания. «Прежде чем разработать стратегию правильной коррекционной помощи в освоении навыков самообслуживания, важно быть последовательным в отношениях с ребенком и договариваться с родителями об общих требованиях к нему. Все члены семьи должны быть единым механизмом!» — советует специалист.

Справка

В Центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров» оказывается комплексная социальная помощь и поддержка семьям, воспитывающим детей с ментальными нарушениями.

Адрес: 117042, г. Москва, ул. Южнобутовская, д. 19

Телефон:8 (499) 743-48-63.


Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Последние новости

Город обеспечил жильем более 350 детей-сирот с начала года

30 июня 2025

Мост между культурами. Как семейные традиции объединяют мультикультурные приемные семьи

25 июня 2025

Мама для ученицы. История столичной приемной семьи

23 июня 2025

Как медиаторы помогают москвичам в решении конфликтов

18 июня 2025

Ростки дружбы. «Серебряные» наставники делятся с детьми-сиротами секретами хорошего урожая

17 июня 2025

Воспитанники столичных центров для детей-сирот отметили День России со своими «серебряными» наставниками

16 июня 2025

Основные разделы

  • О нас
  • Органы опеки
  • Хочу взять ребенка
  • Приемным родителям
  • Центры
  • Выпускникам
  • Опекунам и попечителям взрослых
  • Новости
  • Куда обратиться

Дополнительные возможности

  • Поиск по сайту

Полезная информация

  • Полезные ссылки
  • Нормативные документы
  • Специалистам органов опеки

Учредитель: Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Информационное сопровождение: Центр «Содействие»

© 2025 Портал "Моя новая семья"