Как ребенку с инвалидностью помочь подружиться с обычными сверстниками: советы от Центра «Спутник»
24.03.2021 157
Не секрет, что для развития коммуникативных навыков ребенку важен опыт общения. Чем шире этот опыт и разнообразнее взаимодействие, тем лучше проходит социализация. Вдвойне это актуально для детей с особенностями развития, и родители таких ребят часто задаются вопросами, как их детям расширить границы коммуникации? Советы дают специалисты Центра содействия семейному воспитанию «Спутник».
Дать ребенку право выбора
«Благодаря взаимодействию со сверстниками дети начинают ориентироваться и понимать разницу в поведении: что значит, например, задираться, быть драчуном, что такое быть дружелюбным и договариваться. Несомненно, возраст ребенка имеет большое значение, но поведенческий арсенал — это прерогатива коммуникативного опыта. Здесь для формирования социально одобряемого поведения ребенку необходимы комментарии родителя», — говорит педагог-психолог Центра «Спутник» Елена Алленова.
Родителям, которые хотят создать для своих детей условия для расширенной коммуникации, специалисты дают несколько советов. Во-первых, нужно чаще создавать ситуации взаимодействия на детских площадках, позволяя ребенку самому найти детей для свободной игры, или приглашать в гости детей и организовать общие игры. Во-вторых, необходимо обращать внимание на интересы ребенка и погружать его в среду детей с близкими ему увлечениями: танцы, песни, спорт, лепка, рисование, робототехника. Подобрать ребенку командные секции, где он может оказаться успешным, — разумеется, учитывая его физические особенности.
«Если у вас есть домашний питомец, привлекайте ребенка к заботе о нем, к тренировкам и прогулкам. Часто дети на улице знакомятся и начинают общаться, если их питомцы хорошо ладят», — продолжает специалист.
При этом стоит разделять понятия дружбы и ситуативной коммуникации внутри игры или игрового пространства. Дети могут увлеченно играть в активные игры, прекрасно общаться, но в статус дружбы подобное общение может не перейти.
«Не пытайтесь сдружить своего ребенка со сверстниками. Навязанная дружба не может быть искренней и быстро распадется», — говорит педагог-психолог.
Взрослые, конечно, могут включать своего ребенка в круг детей своих друзей, в коллективы секций дополнительного образования и спорта, однако следует помнить: выбор друга — это выбор самих детей, заставить дружить невозможно.
Вопреки распространенному мнению, что дети с ОВЗ имеют особенности в поведенческой и коммуникативной сфере, многие из них становятся хорошими друзьями.
«Позволяйте ребенку взаимодействовать с разными детьми, не ограничивайте его только узким кругом „хороших“ детей, но будьте рядом для безопасности и поддержки, — обобщает перечисленные советы учитель-дефектолог, действующий приемный родитель Алеся Печенина. — Родителям важно снять собственное излишнее напряжение и дать ребенку возможность выбрать себе сверстников для общения — тех, с кем ему интересно».
Не только по интересам
Взрослые, выбирая себе друзей, как правило, ищут людей, не только близких по интересам, но и тех, с кем можно построить доверительные отношения. Да, можно ошибиться или разочароваться, но это тоже будет опыт. Довериться другому — этому нельзя научить, взрослый может лишь создать условия для формирования этого чувства у ребенка, подвести его к этому ощущению. Для этого очень важны доверительные, поддерживающие, уважительные отношения в семье, честность, забота и искренность.
«Желание дружить — это не только про общение, это еще про проведенное время вместе. Дружить — это раскрывать себя и в чем-то показывать свою уязвимость. Поэтому дружбу нельзя навязать, нельзя заставить ребенка дружить с тем мальчиком или девочкой, которые нам, взрослым, так нравятся. Но поддерживать в ребенке желание дружить очень важно, даже если его выбор вам не по душе, — продолжает Елена Алленова. —Друзья могут быть разными, и это здорово!».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы