
По коням! Воспитанники Центра «Доверие» занимаются лечебной верховой ездой
13.10.2020 81
Уже год Центр содействия семейному воспитанию «Доверие» участвует в проекте по иппотерапии – реабилитации ребят с ограниченными возможностями здоровья с помощью верховой езды. На занятиях юные наездники не просто учатся держаться в седле – они получают возможность физического, социального и эмоционального развития. Медицинский психолог ЦССВ Наталья Богакина высоко оценила результаты проекта и уверена в том, что у такой формы реабилитации большой потенциал.
Партнер программы «Лечебная верховая езда для воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями развития» Центра «Доверие» – Московский конноспортивный клуб инвалидов, где с сентября прошлого года занимаются верховой ездой четверо ребят из ЦССВ. Занятия проводятся раз в неделю на манеже в Химках, и, как отмечает Наталья Богакина, изменения, которые происходят с детьми, позволяют сделать однозначный вывод о пользе иппотерапии. У детей наблюдается динамика в развитии социальных навыков, отмечается снижение агрессии в поведении. Происходит постепенное преодоление различных страхов – боязни животных, высоты, резких движений и громких звуков. Укрепляется опорно-двигательный аппарат.

«Иппотерапия не зря считается одним из самых эффективных методов реабилитации детей-инвалидов. Она позволяет буквально объять необъятное – от физического укрепления организма, когда во время верховой езды дети с различными патологиями опорно-двигательного аппарата, сенсорными расстройствами, могут осваивать новые формы позиционирования, защитные и балансные реакции, - до эмоционального развития, которое ребенок получает благодаря общению с животным и с наставниками-иппотерапевтами», – говорит специалист.
По ее словам, благодаря регулярным занятиям верховой ездой у воспитанников формируется новый социальный опыт, который включает в себя не только навыки общения с животными, но и усвоение правил поведения с людьми: умения ждать, приветствовать, прощаться, следовать инструкциям, выражать желания с помощью невербальных сигналов, контролировать импульсивность, использовать социально приемлемые формы самовыражения.
«Подготовка к занятиям помогает развивать и закреплять базовые социально-бытовые навыки и навыки самообслуживания, которые связаны с повседневной жизнью. Например, надеть и снять экипировку, привести ее в порядок, помыть руки после занятий, – продолжает специалист. – Через следование инструкциям формируются навыки безопасного поведения: не стоять позади лошади, не делать резких движений, не издавать громких звуков, которые могут напугать животное».

Уже после нескольких занятий между лошадью и ребенком, как правило, устанавливается эмоциональный контакт, у детей появляются любимые ритуалы, предпочтения. А физический контакт с животным (погладить, почесать гриву) оказывает позитивное влияние на развитие сенсомоторики ребенка с инвалидностью, стимулирует вестибулярную, тактильную и болевую чувствительность.
Кроме того, Наталья Богакина отмечает, что иппотерапия еще и одна из самых любимых самими ребятами форм реабилитации.
«Занятия индивидуальные, с каждым ребенком занимается два-три специалиста. Сейчас в проекте задействовано четверо ребят, в дальнейшем планируем увеличить число участников, поскольку лечебная верховая езда действительно дает отличные результаты», – добавляет психолог.