Навигационное меню

  • О нас
  • Органы опеки
  • Хочу взять ребенка
  • Приемным родителям
  • Центры
  • Выпускникам
  • Опекунам и попечителям взрослых
  • Новости
  • Куда обратиться
У меня вопрос Экстренная социальная помощь 051 Найти Версия для слабовидящих
Логотип
  • О нас
  • Органы опеки
  • Хочу взять ребенка
  • Приемным родителям
  • Центры
  • Выпускникам
  • Опекунам и попечителям взрослых
  • Новости
  • Куда обратиться
Запись на прием в банк данных Запись в Школу приемных родителей Icon Запись на прием по вопросам опеки Icon Запись на социально-психологическое обследование
Главная/Новости/Как музыкальные игры помогают в развитии детям с ментальными нарушениями
Как музыкальные игры помогают в развитии детям с ментальными нарушениями

Как музыкальные игры помогают в развитии детям с ментальными нарушениями

12.08.2020 241

Для детей с ограниченными возможностями здоровья обычная музыка — один из важнейших компонентов развивающей среды. Через музыкальные игры малыши познают мир, учатся слышать и различать окружающие звуки. К тому же, они являются одним из самых «легких», любимых и доступных видов деятельности для детей с ОВЗ. Например, в ЦССВ «Южное Бутово» музыкальной терапией занимаются все воспитанники центра — 180 детей. Рассказываем, в какие музыкальные игры можно поиграть с детьми в домашних условиях.

Музыка доступна каждому

Игры-забавы, игры-загадки, музыкально-подвижные игры, музыкально-ритмические игры, артикуляционные игры, пальчиковые игры, игры-драматизации и многие другие виды игр, которые исполняются под аккомпанемент, с голоса взрослого, с сопровождением музыкальных инструментов. Это все можно использовать в домашних условиях, — рассказывает педагог дополнительного образования Елена Лыга из ЦССВ «Южное Бутово».

«Важно, чтобы взрослые, находящиеся рядом с ребенком, развивали интерес к музыке, вызывали эмоциональный отклик и желание участвовать в исполнении незатейливых песен, танцев, игр и т.д., давали ему возможность почувствовать себя защищенным, поддерживали веру в себя и в свои силы, способствовали формированию у ребенка эмоционального благополучия», — отмечает специалист.

В качестве музыкального сопровождения в играх используются инструменты, сделанные своими руками и, конечно же, инструменты Орф-оркестра. Суть педагогической концепции К. Орфа в том, что первичное приобщение всех детей к музыке не зависит от их способностей. Идея музыкальной Орф-педагогики заключена в «обучении-действии», где музыка не сама по себе, а связана с движением, танцем и словом.

Вот несколько игр, которые не только помогают детям с ментальными нарушениями развиваться, но и доставляют немало веселых минут.


Игра «Музыкальные звоночки»

Цель: учить детей слышать и различать громкое и тихое звучание.

Оборудование: звоночек или колокольчик.

Ход игры:

Ты звени, звоночек, тише, пусть тебя никто не слышит,

Ты звени, звоночек, тише, пусть тебя никто не слышит.

(Ребенок тихонечко звенит в колокольчик.)

Ты сильней звени, звонок, чтоб каждый слышать мог,

Ты сильней звени, звонок, чтоб услышать каждый мог.

(На эту часть песенки ребенок звенит громко и уверенно.)


Игра «Подумай и отгадай»

Цель: различать звуки низкого, среднего и высокого регистров.

Оборудование: карточки с изображением медведя, зайчика, птички.

Ход игры: взрослый читает стихотворение и играет трезвучие низко — для медведя, в среднем регистре — для зайца и в высоком — для птичек. Можно использовать инструменты-заместители (деревянные ложки — для медведя, скорлупки грецкого ореха — для зайца, птичью трель изображаем с помощью стеклянных бокалов).

Я — добрый мишка плюшевый, игрушечный медведь.

Послушайте, послушайте, как я умею петь:

Ры-ра-ры-ру (играет на ложках).

Зайка, зайка, прыг да скок! Ты куда спешишь дружок?

«Прибежал я в огород, здесь морковка растет!».

(сопровождаем игрой со скорлупкой грецких орехов).

К нам сегодня в гости прилетели птицы,

Ласточки, чечетки, скворушки, синицы.

(палочкой водим по стеклянному стакану).

Взрослый предлагает ребенку показать картинку с изображением того или иного персонажа, играя на том инструменте, которым озвучивал.


Игра «Повтори ритм»

Цель: развивать чувство ритма и тембровый слух.

Ход игры: взрослый садится напротив ребенка и напевает песенку:

Белка, белка, где была?

«За орехом бегала,

вот орехов туесок,

угощайся, мой дружок».

В руках играющих по два грецких ореха. Взрослый отстукивает несложный ритмический рисунок, ребенок повторяет за ним. Можно использовать в этой игре хлопки, шлепки, щелчки.


Игра » Мы играем в паровоз«

Цель: развитие музыкального слуха, координации движений, умение соотносить свои движения с изменением темпа музыки.

Оборудование: Гаджет, на котором запускается веселая музыкальная композиция.

Ход игры: В игре принимают участие взрослые и дети, которые становятся друг за другом. Стоящий впереди ребенок — «машинист паровоза», остальные — «вагончики». Они «прицепляются» за машинистом и напевают считалочку:

Что за чудо-паровоз? Он без пара и колес!

Прицепляемся друг к другу, машинист, давай сигнал,

Отправлений час настал!

С началом музыки «машинист» издает на любом инструменте «гудок», «паровоз» трогается и играющие топающим шагом, не отцепляясь друг от друга, имитируют их перестук. Когда музыка заканчивается, поезд останавливается на остановке в полном составе. В конце игры взрослый хвалит детей за то, что не растеряли «вагончики» и предлагает исполнить песенку «Паровоз» (сл.О.Высотской, муз.Л.Компанейца).

Паровоз, паровоз, новенький, блестящий!

Он вагоны повез, будто настоящий.

Кто едет в поезде? Плюшевые мишки,

Зайцы пушистые, кошки и мартышки.

Можно предложить детям пошуршать фантиками от конфет во время исполнения песни и имитировать «гудок» паровоза.


Игра «Музыкальная викторина».

Цель: развить музыкальную память и звуковысотный слух.

Оборудование: карточки с изображением знакомых сказочных персонажей. Гаджет, на котором запускаются детские песни из известных сказок, мультипликационных и детских фильмов.

Ход игры: взрослые раскладывают карточки с персонажами и героями сказок на столе и предлагают детям послушать первое произведение. Ребенок должен выбрать карточку с соответствующим героем.

В игре используются фрагменты песен, исполняемые Чебурашкой, Буратино, Енотом, Винни-Пухом и др. Удачно подобранное музыкальное сопровождение к игре, содержащее яркий эмоциональный образ, стимулирует детское воображение, помогает найти адекватные средства его выражения в движении.


«Развитие музыкальности у детей с ментальными нарушениями осуществляется через игру, в атмосфере непринужденности, радости и творчества. Сначала взрослый является инициатором игры, впоследствии дети могут самостоятельно играть и без помощи старших. Игры должны быть просты, доступны, интересны и привлекательны. Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и ведомого. Музыкальным сопровождением могут служить любимые, как взрослым, так и ребенком, композиции в аудиозаписи», — рассказывает Елена Лыга.

Последние новости

Город обеспечил жильем более 350 детей-сирот с начала года

30 июня 2025

Мост между культурами. Как семейные традиции объединяют мультикультурные приемные семьи

25 июня 2025

Мама для ученицы. История столичной приемной семьи

23 июня 2025

Как медиаторы помогают москвичам в решении конфликтов

18 июня 2025

Ростки дружбы. «Серебряные» наставники делятся с детьми-сиротами секретами хорошего урожая

17 июня 2025

Воспитанники столичных центров для детей-сирот отметили День России со своими «серебряными» наставниками

16 июня 2025

Основные разделы

  • О нас
  • Органы опеки
  • Хочу взять ребенка
  • Приемным родителям
  • Центры
  • Выпускникам
  • Опекунам и попечителям взрослых
  • Новости
  • Куда обратиться

Дополнительные возможности

  • Поиск по сайту

Полезная информация

  • Полезные ссылки
  • Нормативные документы
  • Специалистам органов опеки

Учредитель: Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Информационное сопровождение: Центр «Содействие»

© 2025 Портал "Моя новая семья"