Департамент труда и социальной защиты населения города Москва
Интернет-портал регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, города Москвы
Часто задаваемые вопросы
Выберите раздел
Выбрать все
Вопросы по усыновлению, опеке и приемной семье
Вопросы по патронатному воспитанию
Вам отвечают психологи
Мы пожилые люди, сейчас на пенсии, у нас много свободного времени. Мы бы хотели взять ребеночка. Своих детей у нас не было, поэтому хотим только маленького, что бы гулять и играть с ним. А в детском доме нам сказали, что маленького не дадут. Почему?

Поговорите с любой знакомой молодой мамой: каково это – сидеть с ребенком, например, 3-х лет? Он, конечно, маленький и хорошенький, но, не имея опыта воспитания детей, представляете ли вы, каким еще он может быть? Неуправляемым – возьмет и побежит на проезжую часть. Слабеньким: устанет на долгой прогулке и наотрез откажется идти дальше. Капризным: ляжет на землю или на пол в магазине и будет рыдать. Молодые родители в этом случае могут догнать, понести на руках, взять в охапку и утащить. А вы что будете делать? Вы захотите подремать днем – он будет стучать и кричать. Вы плохо себя чувствуете, давление или еще что-то – а у него приступ буйного веселья или он на себя вылил тарелку супа и нужно все стирать. Воспитание ребенка – дело, требующее здоровья и физических сил. Поэтому природой и задумано, чтобы у маленьких детей были довольно молодые родители. Кроме того, подумайте о том, что произойдет через 10 лет, когда ваш ребенок будет еще очень нуждаться в помощи и поддержке, а вам самим уже может понадобиться уход?

Поэтому сотрудники детского дома, наверное, правы. Но все вышесказанное не значит, что вам нужно отказываться от мысли стать родными людьми ребенку из детского дома. Любовь и забота нужны не только малышам, но и школьникам, и подросткам. Им порой даже легче найти общий язык с пожилыми людьми, которые более терпимы и меньше командуют, чем люди возраста их родителей. Если при этом у вас есть чувство юмора, вы умеете веселиться, получать удовольствие от жизни, обладаете мудростью и душевным теплом – вы можете сделать ребенка старшего возраста по-настоящему счастливым. Зато от вас это не потребует столько физических сил, ведь старший ребенок сам себя обслуживает, и во многом сам за себя отвечает. А с малышом еще успеете повозиться, когда приемный сын или дочь подарит вам внука!

Где я могу взять ребенка? Хочу маленькую девочку, здоровенькую, с голубыми глазами, ласковую.
Чтобы взять ребенка в семью, необходимо обратиться в местные органы опеки и попечительства. Но прежде, чем решиться на этот шаг, постарайтесь узнать побольше об особенностях детей из детского дома. Судя по вашему вопросу, у вас довольно нереалистичные ожидания. Поймите, что ни в одном детском доме нет того ребенка, которого вы себе заранее придумали. Но там много других, реальных, живых детей. Возможно, у них не идеальное здоровье и другой цвет глаз, но они ждут, что их возьмут и полюбят такими, какие они есть. А ласковым ребенок может стать только в ответ на любовь и ласку родителей.
Мы с мужем педагоги, воспитываем дочь и хотим взять ребенка из детского дома. Но нам сказали, что нужно пройти подготовку. Зачем это нужно, ведь мы все знаем и как профессионалы, и как родители.
В детский дом дети попадают не от хорошей жизни. Все они пережили травму: или травму брошенности, если были оставлены еще в роддоме, или травму потери родителей, если были изъяты из неблагополучной семьи. Такие дети имеют свои особенности поведения и развития, которые могут поставить в тупик даже опытного педагога и родителя, имевшего дело с обычными, благополучными детьми. Конечно, опыт – это замечательно, и вы, наверное, справитесь со всеми трудностями. Но полученная заранее подготовка позволит избежать лишних переживаний и ошибок, вам просто станет понятнее ваш ребенок, а значит, будет легче его воспитывать.
Мне кажется, что я бессильна помочь этому ребенку.

Наверное, каждый родитель, как родной, так и приемный, проходит через периоды отчаяния, когда опускаются руки и кажется, что сил больше нет и ничего сделать нельзя. Порой ребенок из детского дома действительно отличается очень трудным поведением, требует постоянного внимания и через несколько месяцев это напряжение приводит родителя к нервному истощению.

В этом состоянии очень важно суметь обратиться за помощью. Если не знаете, как себя вести с ребенком – обратитесь к психологу, а может быть, просто к опытному родителю. Попросите родных, друзей иногда сменять вас с ребенком, давать возможность посидеть в тишине, заняться любимым делом. Не чувствуйте себя в это время виноватым. Сейчас вы – главное достояние вашей вновь образованной семьи, от того, насколько вы будете хорошо себя чувствовать, зависит все, в том числе и судьба ребенка. Относитесь к своему отдыху как к важному делу, более важному, чем стирка и уборка. А еще лучше – не доводить себя до состояния нервного истощения и сразу, как только возьмете ребенка, создать себе «группу поддержки» из родных, друзей, специалистов, чтобы чувствовать себя более увер енно и защищенно.

У нас есть ребенок, и мы хотим взять ему сестричку из детского дома. Мы слышали, что может возникнуть ревность. Правда ли это? При какой разнице в возрасте детей этого можно избежать?

Ревность между братьями и сестрами будь они родными или названными, существует столько, сколько существует семья. Детям в одной семье приходится делить комнату, игрушки, сладости, а главное – внимание и время родителей. Как тут не ревновать? Само по себе это нормально и вовсе не мешает братьям и сестрам любить друг друга. По-настоящему плохие отношения между детьми в одной семье, сильная, отравляющая жизнь ревность—это всегда следствие ошибок родителей. Вот от них мы и постараемся вас предостеречь.

Во-первых, мы никому не советуем брать ребенка из детского дома в целях воспитания своего собственного: «чтобы не вырос эгоистом». Представьте себе чувства вашего ребенка, которого заставляют делиться самым дорогим – родителями, да еще и в назидательных целях!

Во-вторых, нужно иметь в виду, что дети имеют обыкновение драться. Насколько ваша дочь может постоять за себя? Ведь у нее нет той закалки жизни в коллективе, которая будет у ребенка из детского дома. А если он будет вести себя агрессивно? Есть семьи, которые очень быстро и без особых переживаний справляются с этой проблемой, а есть родители, которые сами побаиваются агрессии и очень переживают, что что-нибудь случится. В любом случае, пройдет некоторое время, прежде чем ребенок освоит принятый у вас стиль общения, без драки и обзываний. Если вы опасаетесь, что не справитесь с детской агрессией, не стоит брать ребенка, близкого по возрасту к вашему. Возьмите или малыша, который будет вызвать желание заботиться о себе, или, наоборот, ребенка на четыре-пять лет постарше. В этом случае играть вместе они все равно смогут, но старший будет более разумным, с ним вам легче будет договориться. Кроме того, по нашему опыту, на развитии ребенка из детского дома очень благотворно отражается совместная жизнь в семье с более маленьким благополучным ребенком. Такое общение помогает гораздо быстрее преодолеть отставание в развитии и как бы научиться счастливому детству.

Наконец, когда детей станет уже двое, важно соблюдать некоторые правила. У каждого их них должны быть свои привилегии: например, старший может ложиться спать позже, зато младшему помогают собирать игрушки. Никогда не ставьте детей в пример друг другу. Не выступайте посредниками в их спорах, настаивайте только на том, чтобы все решалось без оскорблений и драк. Всегда подчеркивайте, как много дети значат друг для друга: «Посмотри, только ты смог ее утешить» (старшему), «Он так обрадовался твоему подарку, ему было очень приятно» (младшему).

Не старайтесь показать, что для вас нет разницы между приемным ребенком и родным. Конечно, разница есть, родного вы лучше знаете и чувствуете и, особенно в первое время, больше любите. В этом нет ничего плохого, это нормально. Гораздо хуже будет лицемерие. Со временем любовь придет, и вы забудете о разнице в происхождении детей, но в первое время совершенно нормально, если вы будете, например, целовать своего ребенка чаще. Если же вы из желания «соблюсти равенство» обделите собственного ребенка лаской или станете к нему строже, это плохо отразится на отношениях детей между собой.

Я очень хочу ребенка, но мои родственники против. Что делать?
О каких родственниках идет речь? Живут ли они вместе с вами? Одно дело, если это муж или старшие дети. Другое – тетушки или отдельно живущие родители. Решение взять ребенка принимает та семья, в которой он будет жить. Если в ней есть единодушие – остальным родственникам придется принять это как данность. Конечно, вам потребуется немало дипломатических талантов, чтобы никто не поссорился, но со временем, скорее всего, все образуется и ваша родня примет нового человечка. Но если разногласия есть среди членов самой семьи, переходит к действиям преждевременно. Сначала все хорошо обдумайте. Обсудите между собой. Игнорируя мнение кого-то из членов семьи, или «ставя его перед фактом», вы ставите под угрозу само существование семьи. И потом, каково будет ребенку жить в одном доме с человеком, который его не хочет и не принимает, или в доме, из которого кто-то ушел из-за ребенка?
Нужно ли сохранять тайну усыновления?

Представьте себе, что вы вдруг обнаруживаете, что самые близкие вам люди, которым вы доверяете, как никому на свете, всю жизнь обманывали вас. Каково вам будет? Именно на это обрекают своего ребенка родители, соблюдающие тайну усыновления. Как показывает многолетний опыт, тайное почти всегда становится явным, и это становится тяжелой травмой, даже если ребенок уже совсем вырос. А в подростковом возрасте внезапное обнаружение такой истины может вообще очень плохо кончиться, вплоть до побега из дома или даже попытки самоубийства. Поэтому не закладывайте собственными руками бомбу, которая может в любой момент взорваться.

Есть и еще одно обстоятельство. Ребенок, даже самый маленький, где-то в глубине души помнит, что его бросили. Если вы выдаете себя за его родную маму, значит, бросили его вы. И это именно вы не приходили, когда ему было так плохо и одиноко. Ребенок начнет испытывать к вам злость и обиду, которых вы совсем не заслужили. Он будет ожидать, что вы снова его бросите, а возможно, и провоцировать на это чудовищным поведением по принципу «чем все время ждать, когда бросят, лучше уж пусть скорее». Зачем вам платить по чужим счетам? Не лучше ли все расставить по местам?

Многие боятся, что мысль «я не родной» может травмировать ребенка. Но, во-первых, это так и есть, а жизнь совсем без неприятных истин невозможна. Лучше научиться с ними жить, чем всю жизнь от них прятаться.

Во-вторых, маленький (до 8-9 лет) ребенок воспринимает действительность так, как ее воспринимают родители. И расстраиваться из-за своей «неродности» будет только в случае, если это до сих пор расстраивает родителей, воспринимается ими как проблема, недостаток, стыдная тайна. Если же мама и папа любят своего ребенка, рады ему, благодарны судьбе за встречу с ним, ребенок не видит в своем положении ничего необычного. Очень важно, чтобы родител и преподнесли ему это обстоятельство в позитивном ключе. Например, во многих семьях наряду с днем рождения ребенка отмечают день, когда он пришел жить в семью: рассматривают фотографии памятного события, пекут пироги, вспоминают за чаем, «как все было», как ждали, волновались, радовались, как познакомились, как он сразу понравился, как он впервые пришел в дом и т. д. Такие рассказы жизненно необходимы ребенку, чтобы упрочить в нем осознание своей нужности, любимости, незаменимости для этой семьи. Если ребенок уверен, что любим, и что от него ничего не утаивают, он будет спокоен и счастлив. А вместе с ним и вы.

Способен ли приемный ребенок полюбить своих новых родителей?

Любой человек способен полюбить людей, с которыми долго живет вместе, тем более ребенок. Но важно помнить, что любовь и привязанность у ребенка, как в родной семье, так и в приемной, возникают не вдруг. Мама сотни раз улыбается новорожденному, прежде чем увидит ответную улыбку. Мы долго заботимся о малыше, прежде чем он в первый раз догадается погладить, пожалеть, угостить, укрыть. Ребенок долженнаучитьсялюбить, и научиться этому он может только у взрослых.

Порой взрослые не замечают первых проявлений любви и привязанности со стороны ребенка. Задумайтесь, как много ребенок делает только ради вас. Не шумит, когда вы отдыхаете; делает уроки, хотя не любит учиться; не дерется, хотя очень хочется. Все это — ростки любви. Заметьте их, порадуйтесь, скажите ребенку, как вам это приятно — и они расцветут пышным цветом.

Посмотрите комментарий психолога : Психологические проблемы детей

Правда ли то, что ребенок в новой семье начинает лучше расти, учиться, у него проходят многие болезни?
Ответим коротко: правда!
Наш ребенок не желает слушать книжки, которые ему читают. Мы собрали очень хорошую библиотеку детской классической литературы, но он уходит уже через пару минут.

Развитие ребенка похоже на башенку из кубиков. Если в самом низу, у основания. кубика не хватает или он стоит криво, вы не сможете надстраивать башню ввысь. как бы ни старались. Это очень важно пони мать приемным родителям. Если вашему ребенку никогда не читали «Репку», бесполезно пытаться увлечь его «Дюймовочкой» или «Щелкунчиком», даже если ему уже 7-8 лет. У него нет базы, фундамента для знакомства с литературой, казалось бы, подходящей ему по возрасту. Поэтому не стесняйтесь начать с начала. Возьмите книжки. которые читают самым маленьким: «Колобок», «Курочку–рябу», «Три медведя», детские стихи Агнии Барто. Возможно, вы удивитесь, с каким интересом большой вроде бы уже ребенок будет слушать про «Уронили мишку на пол». Но в отличие от малыша, он, скорее всего, будет с удовольствием слушать эти стихи и сказки не несколько месяцев подряд, а несколько недель. Так он восстановит упущенное и сможет воспринимать боле сложные тексты. Потом возьмите книжки для 3-4-летних и так далее.

Это же справедливо для любой сферы развития: чтобы построить красивую высокую башню, нужно обязательно вернуться назад до неровно лежащего кубика и восстановить равновесие.

Мы готовимся взять ребенка из детского дома, но нам сказали, что ребенка надо возить к психологу каждую неделю, потому что он пережил психологическую травму. Действительно ли это нужно? Мы считаем, что в новой семье он быстро все забудет.
Представьте себе, что ваш ребенок сломал ногу или руку. На 50% успех выздоровления зависит от того, как вы будете за ним ухаживать, как будете утешать и подбадривать, а потом – как разрабатывать пострадавшую конечность. Но есть и другие 50%, которые зависят от врача-травматолога. Он должен определить, насколько сильно повреждены кости, вернуть их в правильное положение, наложить гипс, прописать лекарства и упражнения. Нужны и лечение, и уход, одно без другого бесполезно. Точно так же обстоит дело и с душевной травмой. Бесполезно работать с психологом ребенку, у которого в жизни все плохо, который никому не нужен и не знает, чего ждать от будущего. Ему нужна семья. Когда семья появляется, ее забота и любовь создают условия для душевного выздоровления, делают работу психотерапевта эффективной. Но без специалиста некоторые проблемы не решишь. Перелом, образно говоря, может срастись неправильно и потом будет болеть всю жизнь.
Мы многое можем дать ребенку. Прежде всего — хорошее образование. У нас много книг, рядом отличный лицей. Мы сами имеем высшее образование, хорошо обеспечены. Почему нам не дают ребенка без очереди?

Семья – не учебное заведение. Ее главное предназначение – дать ребенку не образование, а любовь, понимание, заботу. Способность воспитывать ребенка, помочь ему преодолеть травмы прошлого довольно слабо зависит от уровня образования приемных родителей. Если же для них хорошее образование – слишком большая ценность, то они могут пережить жестокое разочарование, ведь ребенок их детского дома, возможно, и не сможет учиться в лицее и в институте. И каково тогда будет ребенку, осознавшему, что он не оправдал ожиданий, что но «слишком глуп» для этой семьи?

Мы очень советуем всем без исключения будущим приемным родителям пройти специальную подготовку, разобраться в собственных мотивах и чувствах, пообщаться с опытными приемными родителями, чтобы лучше представить себе, что вас ожидает.

Я хочу взять ребенка до 6 лет, для того, чтобы подготовить его к школе. А нам предлагают восьмилетнего.
Почему-то многие родители считают главным делом своей родительской жизни подготовку ребенка к школе. Что довольно странно, потому что школа – это лишь сравнительно небольшая часть жизни человека, и успехи в ней далеко не всегда напрямую связаны с успехами в жизни. Если вам предлагают конкретного ребенка, какого бы возраста он ни был, самое главное – узнать о нем побольше, всмотреться в фотографию, прислушаться к себе. Если нравится, вызывает симпатию, желание помочь, подружиться – это главное. Тогда и со школой вы обязательно справитесь. Следует также помнить, что дети из детского дома обычно выглядят и ведут себя на год-два младше своего возраста. То есть восьмилетний ребенок, возможно как раз и будет соответствовать вашим представлениям о шестилетнем.
Мы очень боимся, что нам попадется умственно-отсталый ребенок. Можно ли этого избежать?

Неспециалисты часто путают умственную отсталость и задержку психического развития. Ребенок, с которым никто не занимался, не разговаривал, не читал ему книжек, в два-три года может выглядеть как умственно отсталый и только специалист может определить, так ли это. В семье ребенок с задержкой довольно быстро наверстывает упущенное. Хотя вам и придется потрудиться: не столько специально заниматься с ним, сколько просто проводить вместе много времени, говорить обо всем вокруг, знакомить с элементарными вещами.

Если говорить о настоящей умственно отсталости, то и такой ребенок может дать родителям много радости и любви, хотя и никогда не пойдет в обычную школу. Но воспитание такого ребенка требует специальных знаний и умений, и потому подходит не всем. Кстати, в современных домах малютки есть очень много детей с ошибочно поставленным диагнозом умственной отсталости. А иногда его ставят преднамеренно, например, чтобы сохранить число детей в группе и ставку воспитателя. Поэтому, если даже перед вами ребенок «с диагнозом», и он вам приглянулся, не спешите с выводами. Пообщайтесь с ним, присмотритесь, проконсультируйтесь с независимым экспертом. Вполне возможно, что через два-три года вашей семье никто и поверить не сможет, что такого смышленого малыша называли умственно отсталым! Таких случаев -- тысячи.

Правда ли что в детских домах все дети больные?
К сожалению вполне здоровых детей сейчас и в обычных семьях немного. Сказываются плохая экология, неверное питание, не очень хорошее состояние медицины. Но, естественно, дети, живущие в казенном учреждении, болеют больше. И не потому, что их плохо кормят или не смотрят за ними. Вспомните свое детство: ангина, температура. От чего становилось легче? От маминой руки на лбу, от ее песенки, ласковых слов, от приготовленного специально для вас чая с малиной. Вот всего этого лишены детдомовские дети. Они не столько больше болеют, сколько хуже выздоравливают – не для кого. К счастью, в любящей семье все налаживается, болезни постепенно уходят и даже самые тяжелые диагнозы остаются в прошлом.
Правда ли то, что девочку воспитывать проще, чем мальчика, она ближе к матери и когда вырастет, останется в семье?

Психологические особенности ребенка гораздо меньше, чем это принято думать зависят от пола. Девочки, как и мальчики, бывают разные. Одна дети более самостоятельные, другие дольше нуждаются в поддержке родителей.

Вспомните Пеппи Длинный чулок – пример довольно самостоятельной девочки. Ставить перед собой задачу «удержать» ребенка в семье вообще неправильно. Ведь мы растим детей, чтобы они смогли когда-нибудь уйти от нас и жить самостоятельно.

Правда ли то, что лучше всего брать круглого сироту, тогда родственники не будут мешать его воспитывать?
Любые связи с семьей, которые есть у ребенка, будь то возможность встречаться с родственниками или просто воспоминания – это важнейший для него ресурс, позволяющие преодолевать трудности, жить, расти, развиваться. Когда родственники есть, они порой создают нам проблемы своим поведением. Но представьте себе, что их просто нет – совсем нет. Это очень тяжело и страшно. Поэтому круглого сироту, конечно, нужно брать обязательно – потому что этому ребенку особенно нужно найти семью. Но если у вашего малыша есть на свете кто-то родной – порадуйтесь за него и за себя, вам с ним будет легче.
Правда ли то, что лучше брать маленького ребенка, потому что тогда «он будет наш».

Рождение чувства близости, родности не поддается описанию по формальным признакам: возраст, пол и т. д. Совсем взрослые люди могут стать друг другу родными (как это происходит с супругами), и своего родного ребенка некоторые родители не принимают и не любят. Если вы готовы принять ребенка, хотите этого, вы полюбите ребенка любого возраста. Десятилетние не меньше нуждаются в любви и ласке, чем младенцы. Но, конечно, если у вас не было своих детей и вам очень хочется понянчиться, лучше брать малыша, чтобы насладиться всеми моментами родительства, иначе вы можете слишком сильно опекать ребенка более старшего возраста.

Посмотрите также комментарий нашего психолога: ПРИНЯТЬ В СЕМЬЮ РЕБЕНКА — КАКОГО ВОЗРАСТА?

Мы взяли ребенка в доме малютки, и уже после этого узнали, что его мама — психически больной человек. Мы очень испуганы, что нам теперь делать?
Психические заболевания бывают разные и далеко не все они передаются по наследству. Даже если речь идет о заболевании, которое может встречаться в одном роду, современная наука не может ответить на вопрос: объясняется ли это наследственностью или тем, как люди в семье ведут себя друг с другом. К сожалению, ни один родитель, даже растящий родного ребенка, не застрахован от столкновения с болезнью. Но важно помнить, что тяжелая обстановка в семье, постоянное внутреннее напряжение родителей, с тревогой вглядывающихся в ребенка, сами по себе могут спровоцировать если не психическое заболевание, то тяжелый невроз. Поэтому живите спокойно, скорее всего, ничего не случится. На всякий случай избегайте перегрузок во время учебы, а в случае каких-то травматичных событий в жизни ребенка (смерть родственников, развод родителей, тяжелая инфекционная болезнь с помещением в больницу и т. п.) обязательно проконсультируйтесь с детским психологом, как себя вести, чтобы помочь ребенку легче пережить травму. Если очень беспокоитесь, найдите хорошего детского психотерапевта и договоритесь с ним о регулярных, два-три раза в год профилактических визитах. Может быть, ребенку это и не нужно, зато сами вы будете спокойнее и увереннее – а это главное.
У нас девочка, 7 лет Она плохо себя ведет, грубит, портит мебель и вещи, недавно сорвала штору. Мы объясняем ей, что это не хорошо, но она не понимает. Что делать? Мы думаем, что нам попался не тот ребенок. Или может она больна?
Вряд ли Ваша девочка больна, потому что ее поведение – это типичное поведение ребенка, оказавшегося в новой семье. У Вашей девочки была другая жизнь, где ей приходилось отстаивать себя. С таким опытом жизни она пришла к Вам. Она еще не знает Ваших правил, не знает, чего ждать от Вас, не понимает, чего Вы ждете от нее. Ей страшно. Она живет так, как умеет. Ваша задача научить ее другим формам поведения, много раз отвечая на ее агрессию терпением, пониманием, до тех пор, пока она не впитает в себя Ваши правила и стиль Вашей жизни.
Полгода назад мы взяли в детском доме мальчика 6 лет, Он был такой грустный, несчастный. Прошло три месяца. Он ужасно себя ведет, грубит не слушается и не чувствует к нам никакой благодарности. Почему так происходит? Ведь мы же его спасли.
Благодарность — чувство взрослого человека. Маленький ребенок не знает ее, он может чувствовать симпатию, любовь, привязанность. Но все эти чувства появляются не сразу. А вот плохое поведение, это то с чем Вы столкнетесь обязательно. Потому что практически для любого ребенка приход в новую семью — это сильный стресс, вызванный разрывом с прошлым и страхом перед будущим. Период привыкания может продолжаться целый год. В это время возникает привязанность между Вами и ребенком, возникает симпатия и взаимопонимание. Если Вы сами будете чувствовать благодарность, за то, что нашли этого ребенка, то он со временем научится у Вас испытывать это чувство.
Что сильнее — гены или воспитание? Сможем ли мы преодолеть плохую наследственность?
Есть вещи, которые наследуются: цвет глаз, например, или математические способности. Но самое главное: будет ли человек добрым, сможет ли создать семью, любить и растить своих детей, найдет ли он себя в жизни, генами не определяется. Это зависит от семьи, от любящих ребенка людей.
Что будет с ребенком после его 18-летия?

У патронатного воспитателя и ребенка не возникает никаких имущественных и или иных правоотношений – как это установлено в региональных законах.

Однако, патронатное воспитание не оговаривается в ст. 96 СК РФ, поэтому, если иное не установлено законами субъектов РФ, и если в ближайшем будущем данная статья СК не будет изменена, то в случае Вашей нетрудоспособности, Вы, как лицо осуществлявшее фактическое воспитание и содержащее ребенка, сможете требовать в судебном порядке содержания от своего трудоспособного и совершеннолетнего воспитанника, в случае, если у Вас нет родных, которые могут Вам помочь.

Ребенок обладает всеми правами льготами, положенными детям- сиротам и детям, оставшимся без родительского попечен ия и выпускникам сиротских учреждений. В соответствии с законом им должно выделяться жилье, либо они возвращаются на закрепленное жилье. Во многом Ваши дальнейшие взаимоотношения будут строиться по Вашему взаимному согласию. Опыт показывает, что в патронатных семьях устанавливаются теплые семейные отношения, ребенок и патронатные воспитатели считают друг друга родными людьми и многие дети остаются жить в семьях до создания своей семьи.

Какого ребенка мне дадут? Смогу ли я выбрать ребенка?

На патронатное воспитание помещаются вообще любые дети, которым нужна семья. В возрасте от нуля до 18 лет. Здоровые и больные.

В процессе подготовки совместно со службой по устройству детей на патронатное воспитание Вы сможете определить точнее, какая форма патронатного воспитания Вам и Вашей семье подходит больше, какого ребенка и с какими проблемами Вы могли бы успешно воспитывать.

Принцип патронатного воспитания – подбор ребенку совместимой с ней семьи, поэтому обычно производится так называемый «взаимный подбор» ребенка и семьи.

Служба, с которой Вы работали в процессе подготовки, исходя из Ваших с ними совместных выводов о Ваших предпочтениях и возможностях, обсуждает Вашу кандидатуру со службой реабилитации, работающей с детьми. Совместно они прихо дят к заключению относительно того, какому ребенку Вы сможете помочь лучше всего. Или можно сказать, что какая из прошедших подготовку семей лучше всего поможет тому или иному ребенку. В дальнейшем Вам предоставляется вся информация о ребенке, показываются его фотографии, обсуждаются проблемы развития и поведения. В случае если Ваша семья и Вы согласитесь воспитывать этого ребенка, Вам помогут познакомиться с ребенком и наладить с ним контакт. Одновременно детская служба готовит ребенка к знакомству с Вами. Ребенок также принимает решение, поэтому процесс знакомства может и не завершиться заключением договора. В любом случае у Вас есть выбор как на этапе до личного знакомства, так и по итогам первого контакта с ребенком. В случае, если Вы не сможете взять на воспитание данного ребенка по тем или иным причинам, Вам предложат другого ребенка.

В некоторых случаях, если есть острая необходимость найти семью сразу нескольким детям, с Вами сразу могут предварительно обсудить возможность помещения сразу нескольких детей.

Закон не регламентирует процесс подбора ребенка и многое зависит от культуры, профессионализма и традиций работы службы, с которой Вы будете работать.

На какое время будет заключен договор о патронатном воспитании?

В течение подготовки Вы совместно со службой по устройству на патронатное воспитание сможете определить Вашу собственную «специализацию» как патронатного воспитателя: кто Вы – больше «родитель», или больше «воспитатель», каков Ваш основной мотив, хотите ли Вы в первую очередь помочь ребенку, или, чтобы он стал для Вас родным. В соответствии с этим и станет понятно, какого ребенка и на какой срок Вы сможете взять.

Дети по разным причинам попадают на патронатное воспитание. Некоторым нужна временная помощь и затем они вернутся домой, другим детям нужна «другая своя семья».

Поэтому требуется как семьи, которые могут принимать детей временно, на небольшой срок, способные понять проблемы ребенка и профессионально помочь им пережить их трудности. Нужны и семьи, готовые взять ребенка «навсегда», до совершеннолетия.

В соответствии с этим и будет осуществляться подбор семьи и ребенка. Договор будет заключен на тот срок, который соответствует характеру Вашей «патронатной специальности» и который нужен ребенку.

Я не понимаю, как это мы будем делить ответственность за ребенка со службой, и за что отвечаю я, а за что будут отвечать они, ребенок же у меня будет жить?

Патронатный воспитатель отвечает за жизнь и здоровье ребенка и решает все жизненно важные вопросы самостоятельно. Самое главное - это Ваши отношения с этим ребенком, теплота, принятие. Очень важно устанавливать правила и ритм жизни и управлять поведением ребенка.

Однако у ребенка имеется большое количество юридических проблем и прав , которые нужно обеспечить. Этими вопросами будет заниматься служба сопровождения.

В ряде региональных законов установлено, что патронатный воспитатель не будет защищать ребенка в суде, не решает вопросы, связанные с имуществом ребенка и не дает разрешение на вывоз ребенка за рубеж.

Также дети, разлученные с родителями, – травмированы и им требуется помощь специалистов для того, чтобы ребенок в новой семье мог прижиться. Самой семье может потребоваться помощь в воспитании ребенка, в выборе формы обучения или в лечении ребенка. Для этого имеется служба сопровождения, которая обязана помогать там и тогда, когда это требуется ребенку и родителям, когда для принятия я решения требуется совет профессионалов.

В какой мере и что еще будет делать и за что отвечать служба решается отдельно для каждого ребенка и оговаривается с Вами при заключении договора о патронатном воспитании.

Кто может стать патронатным воспитателем?

Патронатными воспитателями могут стать люди, которые никогда бы не смогли и не решились стать усыновителями или опекунами. Это, и одинокие женщины, и пожилые супружеские пары, и люди, не имевшие опыта воспитания детей и нуждающиеся в специальных знаниях. Впрочем, безусловно, это и те люди, которые хотят и могут воспитывать детей, но понимают, что требуется помощь специалистов. Или желающие реализоваться профессионально, т.к. считают воспитание детей может стать их профессией. Это возможность для надомного труда. Специальная подготовка, подбор семьи и ребенка по психологической совместимости, профессиональная помощь после устройства ребенка, возможность освоиться в новой роли, индивидуальный подход и минимум формализма, - все это предает людям уверенность в собственных силах.

Формальные требования аналогичны требованиям, предъявляемым к опекунам. Однако многие службы не строго относятся к требованию о наличии выполненных норм на жилье, а смотрят на возможность разместить ребенка так, чтобы у него была возможность иметь свое личное пространство для жизни, занятий и игр.

Какую я буду получать помощь? Что дает патронатное воспитание семье и ребенку?

При оформлении патронатного воспитания и послеприема ребенка в семью Вам будет оказываться профессиональная помощь. Вы получите:

  • Возможность пройти специальные подготовительные занятия

Вы узнаете, как воспитывать ребенка, не рожденного в Вашей семье; получите необходимые для этого навыки; реально оцените свои возможности; поймете, для какого ребенка Ваша семья подойдет наилучшим образом.

  • Помощь и поддержка государства

Ребенок сохраняет льготы, положенные воспитаннику детского дома(пособия, право на льготное поступление в учебное заведение, на получение жилплощади по достижению 18 лет и пр.), а Вы получаете пособие на его воспитание.

  • Трудоустройство

С Вами заключается трудовой договор, Вы становитесь сотрудником детского дома, получаете небольшую зарплату, Вам идет трудовой стаж и предоставляется отпуск

  • Постоянная помощь квалифицированных специалистов

В любое время Вы можете обратиться за консультациями к команде профессионалов: врачам, психологам, педагогам, социальным работникам. Они помогут решить любые вопросы:

- юридические (сбор документов, защита прав детей в суде, определение статуса, регулирование отношения с кровными родственниками ребенка и пр.)

- психологические (постоянная поддержка в первое время жизни ребенка в семье, и по мере необходимости после проживания периода адаптации)

-медицинские (периодические обследования детей, помощь в случаях серьезных заболеваний, при необходимости устройство в санатории и пр.)

- педагогические (дополнительные занятия, устройство в детские сады, школы, организации отдыха детей)

  • Еще это означает получение новой профессии и профессиональный рост

Вы сможете посещать тренинги на «горячие» темы - «Я воспитываю подростка», «Идем в школу», тренинг родительских навыков «Я воспитываю ребенка» и т.д.

  • Возможность для любого ребенка, независимо от статуса, возраста и сроков пребывания, расти в любящей семье, а не в детском доме

На патронатное воспитание можно поместить любого ребенка - от нуля до 18 лет, как с установленным статусом, так и пока он еще не закреплен. Усыновляют в основном младенцев, т.к. не знают, боятся. Здесь предоставляется помощь.

  • Возможность для ребенка вырасти счастливым, полноценным человеком.

Принять свою ситуацию. пережить горе и потерю, сохранить свою идентичность, знать встречаться с кровными родственниками, если это не противоречит интересам ребенка, если есть связи, то это хорошо.

  • Шанс сохранить семью

Выстраивается работа с ребенком от момента выявления неблагополучия в семье до благопол учного завершения ситуации (снятия семьи с учета, усыновления). Уполномоченная организация имеет службу по работе с кровной семьей ребенка (служба семейного социального патроната), которая проводит оценку и терапию для кровной семьи с целью реабилитации семьи и сохранения в ней ребенка.

А как поступают в случаях, если у ребенка, передаваемого на воспитание в семью имеются еще братья и сестры?
Необходимо ли согласие ребенка на передачу его в приемную семью (под опеку или попечительство)?
При передаче ребенка в приемную семью (под опеку или попечительство) орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью (под опеку или попечительства), достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.
Возможно ли стать приемной семьей для ребенка с ослабленным здоровьем, стать ему опекуном или попечителем?

В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка- инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.

Наличие этих условий устанавливает орган опеки и попечительства.

Какие правовые последствия могут быть между приемными родителями (опекунами, попечителями) и детьми?

Устройство детей в приемную семью (под опеку и попечительство) не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Бывшие опекуны (попечители) или приемные родители не вправе требовать от бывших подопечных содержание в старости.

Какое число детей может быть в приемной семье?
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.
Какие дети могут быть переданы на воспитание в семью?

На воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство) передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:

- дети-сироты;

- дети, родители которых неизвестны;

- дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;

- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;

- дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.

Что такое приемная семья?

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).

(Федеральный закон№ 159- ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. Федер альных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).

Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью. именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.

Какими правами и обязанностями обладают опекуны (попечители), приемные родители?

Опекун (попечитель), приемные родители ребенка имеет право и обязаны:

  • воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);
  • заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
  • вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.

Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством)) защищают его права и интересы , в том числе в суде, без специальных полномочий.

ИХ права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).

Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях,

Каким образом возможно взять ребенка под опеку?
Передача ребенка под опеку осуществляется на основании распоряжения руководителя местного органа самоуправления. Вам необходимо обратиться в орган опеки и попечительства и дать свое согласие на назначении опеки (попечительства). Обычно инициатива исходит от самого органа опеки , который обязан «подобрать опекуна» для ребенка. Однако на практике инициатива часто исхо дит от желающих стать опекунами.
Что такое опека?

Опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов;

опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет;попечительство устанавливается в возрасте от 14 до 18 лет.(Федеральный закон №159- ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 г. № 17- ФЗ, от 07.08.2000 г. № 122- ФЗ).

Каковы последствия отмены усыновления?

Основанием прекращения усыновления является его отмена в судебном порядке. Отмена усыновления допускается только тогда, когда усыновление перестает соответствовать интересам ребенка. Семейный кодекс устанавливает бесспорные основания для отмены усыновления:

  • усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них родительских обязанностей;
  • усыновители жестоко обращаются с усыновленным ребенком;
  • усыновители являются хроническими алкоголиками или наркоманами;
  • иные основания, исходя из интересов ребенка. (Это могут быть различные обстоятельства, не обязательно возникающие по вине усы новителей, но обязательно влияющие на интересы ребенка. Например, если взаимоотношения между ребенком и усыновителями не сложились в результате объективных причин (ребенок помнит своих родителей, родных, недоброжелательно относится к членам семьи усыновителя, имеются отклонения в поведении ребенка, развитии и д.р.».

Отмена усыновления допускается по общему правилу до достижения ребенком совершеннолетия.

Порядок предъявления иска об отмене регламентируется гражданско- процессуальным законодательством. Дела об отмене усыновления рас сматриваются судом в порядке искового производства. Закон предусматривает обязательное участие органа опеки и попечительства в рассмотрении таких дел, который обязан провести обследование условий жизни усыновленного ребенка и представить суду заключение о соответствии отмены усыновления ребенка интересам ребенка.

Такое же заключение по существу дела дает и прокурор, который также обязан участвовать в разрешении дела об отмене усыновления.

Решение суда об отмене усыновления ребенка вступает в законную силу в порядке, предусмотренном гражданско-правовым законодательством, т.е. по истечении десяти дней после вынесения судом решения. Со дня вступления решения суда об отмене усыновления в силу усыновление считается прекращенным. Это означает, что именно с указанного момента прекращаются взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязаннос ти усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей), а соответствующие права и обязанности родителей (родственников родителей) и ребенка восстанавливаются. Обратной силы решение суда об отмене усыновления не имеет.

В трехдневный срок выписка из вступившего в законную силу решения суда об отмене усыновления должна быть выслана судом в орган загса по месту государственной регистрации усыновления. На основании судебного решения орган загса делает в актовой записи об усыновлении отметку об отмене усыновления и восстанавливает в записи о рождении усыновленного ребенка первоначальные сведения, которые были до его усыновления, кроме имени, отчества и фамилии ребенка (если по решению суда за ребенком сохранены присвоенные в связи с усыновлением имя, отчество и фамилия).

Каковы правовые последствия усыновления?

Единственным основанием наступления правовых последствий служит решение суда об установлении усыновления. В этой связи дополнительного составления каких-либо иных документов, подтверждающих данный факт, не требуется. Согласно ст. 137 СК РФ, в результате усыновления усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству во всех личных и имущественных правах и обязанностях приравниваются к родственникам по происхождению, то есть с правовой точки зрения ребенок приобретает новых родителей и других родственников.

Между усыновителем и усыновленным ребенком возникают взаимные личные и имущественные права и обязанности, равные тем, которые существуют между родителями и детьми, причем не только семейные права и обязанности, но также права и обязанности, предусмотренные другими отраслями законодательства (гражданским, жилищным, трудовым, пенсионным и др.). Это происходит как в случае усыновления ребенка супругами, так и одним лицом, не состоящим в браке. Причем указанные правовые последствия усыновления ребенка наступают независимо от записи усыновителей в качес тве родителей в актовой записи о рождении ребенка.

Уравнивание законом усыновленного ребенка с родными детьми усыновителя означает, что усыновители, как и родители, имеют права и обязаны заботиться о воспитании и всестороннем развитии усыновленного ребенка. Усыновители также обязаны содержать своих усыновленных детей, что предполагает возможность взыскания с усыновителей алиментов в случае неисполнения ими алиментной обязанности. Соответственно трудоспособные совершеннолетние усыновленные дети обязаны содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся в помощи усыновителей и заботиться о них.

Усыновители являются законными представителями несовершеннолетнего усыновленного ребенка и выступают в защиту его прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе и в судах, без специальных полномочий. Однако следует иметь в виду, что усыновитель приобретает права законного представителя ребенка лишь в случае удовлетворения судом его просьбы об усыновлении ребенка и только после вступления решения суда об установлении усыновления в законную силу.

Поэтому не могут быть рассмотрены одновременно с заявле нием об установлении усыновления требования заявителя (т.е. усыновителя) о защите имущественных прав ребенка, например, о праве собственности ребенка на движимое и (или) недвижимое имущество, перешедшее ему в собственность по договору дарения, в порядке наследования либо приватизации жилья.

Как законные представители несовершеннолетних усыновленных детей, усыновители совершают гражданско-правовые сделки от имени усыновленных детей, не достигших возраста четырнадцати лет (малолетних), или дают согласие на совершение сделок усыновленными детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Усыновители в установленном порядке несут ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до четырнадцати лет, если не докажут, что вред причинен не по его вине. Если же вред причинен усыновленным ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, то усыновители несут субсидиарную (дополнительную) ответственность при отсутствии у усыновленного ребенка доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Правомочия усыновителей по управлению имуществом усыновленного ребенка такие же, как у родителей.

В соответствии с нормами наследственного права при наследовании по закону усыновленные дети после смерти усыновителей, а усыновители - после смерти усыновленных детей, являются наследниками первой очереди.

Усыновитель вправе вселить в жилое помещение усыновленного ребенка без согласия других постоянно с ним проживающих членов семьи и без учета требований законодательства о норме жилой площади на одного человека.

Усыновленные дети имеют право на пенсию по случаю потери кормильца (усыновителя) наравне с родными детьми, а усыновители - наравне с родителями без каких-либо дополнительных условий (например, отчим и мачеха имеют право на такую же пенсию только в тех случаях, если они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет).

Женщинам, усыновившим новорожденных детей, предоставляется отпуск по беременности и родам за период со дня усыновления и до истечения семидесяти дней (при усыновлении двух или более детей - ста десяти дней) со дня рождения детей и, по их желанию, отпуск по уходу за ребенком до достижения ими возраста трех лет. Отпуск по уходу за усыновленным ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован полностью либо по частям также отцом (усыновителем) ребенка, бабушкой, дедушкой или другими родственниками, фактически осуществляющими уход за ребенком. На время отпуска усыновителя по уходу за ребенком за ним сохраняется место работы (должность).

При усыновлении ребенка в возрасте до трех лет усыновителю (женщине) выплачивается пособие по беременности и родам за период со дня его усыновления и до истечения семидесяти календарных дней (в случае одновременного усыновления двух или более детей это п особие выплачивается на каждого ребенка в течение ста десяти календарных дней) со дня рождения ребенка.

Усыновители (один из них) также имеют право на единовременное пособие при усыновлении ребенка в возрасте до трех месяцев в размере пятнадцатикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день рождения ребенка. В случае усыновления двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.

Усыновители имеют право и на другие виды пособий на усыновленных детей, в том числе:

а) на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за усыновлен ным ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере двух минимальных размеров оплаты труда, установленного федеральным законом, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход;

б) на ежемесячное пособие на ребенка (на каждого усыновленного проживающего совместно с ним ребенка) до достижения им шестнадцати лет, а на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не позднее, чем до достижения им восемнадцати лет в размере семидесяти процентов минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

На одиноких усыновителей (мужчин, женщин) распространяются все гарантии и льготы, предоставляемые женщине в связи с материнством (ограничение труда на ночных и сверхурочных работах, ограничение привлечения к работам в выходные дни и направления в командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов работы и другие гарантии и льготы), установленные действующим законодательством.

Согласно Семейному кодексу, правоотношения устанавливаются не только между усыновленным ребенком (и его потомством) и усыновителями, но также между усыновленным ребенком (и его потомством) и родственниками усыновителей. Речь идет о такой степени родства, которая по законодательству влечет возникновение у родственников тех или иных личных неимущественных и имущественных прав и обязанностей. Напри мер, дедушка, бабушк а {т.е. родители усыновителей), братья, сестры (дети усыновителей) и другие родственники имеют право на общение с усыновленным ребенком; или нетрудоспособные, нуждающиеся в помощи дедуш ка, бабушка (родители усыновителей) имеют право на алименты от своих совершеннолетних трудоспособных внуков (детей, усыновленных их детьми) при наличии условий.

Согласно п. 2 ст. 137 СК РФ, одновременно с приобретением прав и обязанностей по отношению к усыновителям, усыновленные дети утрачивают все личные и имущественные права и обязанности по отношению к своим родителям и иным родственникам по происхождению.

Исключением из данного правила являются нормы, установленные ст. 138 СК, согласно которой несовершеннолетние дети, имеющие к моменту усыновления право на пенсию или пособие, полагающееся им по случаю потери кормильца (т.е. по случаю смерти матери или отца), сохраняют это право и после усыновления. Отсюда следует, что если родители умерли после усыновления ребенка, то он не имеет права на получение пенсий или пособия, полагавшихся ему в том случае, если бы он не был усынов лен.

Данная статья основана на положениях пенсионного законодательства о том, что несовершеннолетние, имеющие право на пенсию по случаю по тери кормильца, сохраняют это право и при усыновлении. Что касается по собий, полагающихся детям в связи со смертью родителей, то они назначаются в случае гибели родителей при исполнении служебных обязанностей (военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы; сотрудники милиции и налоговой полиции и др.).

Таким образом, право ребенка на пенсию и пособие должно возникнуть до принятия судом решения об усыновлении, фактически же документы на назначение пенсии могут быть оформлены и значительно позже - уже после усыновления. Пенсия, пособие (единовременное пособие либо его доля) и страховое обеспечение выдаются усыновителям как законным представителям усыновленных детей.

В чем заключается тайна усыновления и кто несет ответственность за ее разглашение?

Тайна усыновления ребенка охраняется законом, так как ее раскрытие противоречит интересам как усыновителей, так и усыновленного ребенка. Разглашение сведений об усыновлении может причинить моральные (нравственные) страдания ребенку, воспрепятствовать созданию нормальной семейной обстановки и затруднить процесс воспитания ребенка.

Тайна усыновления ребенка должна соблюдаться лишь по желанию усыновителей, что, главным образом, касается случаев усыновления малолетних детей, новорожденных детей и иных случаев, когда целесообразность обеспечения тайны усыновления не вызывает сомнений.

Иногда усыновители по каким-либо причинам (педагогического, морального или иного свойства) не считают нужным сохранять тайну усыновления и не скрывают от ребенка факта его усыновления. Этот непростой вопрос решается усыновителями ребенка индивидуально в каждом конкретном случае. Таким образом, тайна усыновления охраняется законом, но не всегда является обязательным элементом любого усыновления. Главным здесь является волеизъявление усыновителей.

В законодательстве закреплены специальные меры, обеспечивающие тайну усыновления. Так, для обеспечения тайны усыновления допускается по просьбе усыновителей изменение места рождения, а также даты рождения ребенка (в возрасте до 1 года), но не более чем на 3 месяца. По причинам, признанным судом уважительными, изменение даты рождения усыновляемого ребенка может быть разрешено при усыновлении ребенка, достигшего возраста одного года и старше. В этих же целях изменяется не только дата рождения в записи акта о рождении, но и дата регистрации акта о рождении.

За разглашение тайны усыновления законодательством предусмотрена уголовная ответственность. Статья 155 УК РФ предусматривает наказание за разглашение тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновите ля, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо лицом из корыстных или иных низменных побуждений.

Что делать усыновителю после принятия судом решения об усыновлении?

Взаимные права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка (через 10 дней с момента оглашения решения суда). В течение трех дней со дня вступления этого решения в законную силу суд, котор ым было установлено усыновление ребенка, направляет выписку из решения в орган загса по месту вынесения решения для государственной регистрации усыновленного ребенка, которая является и имеет существенное значение для охраны его прав и интересов, юридически подтверждая факт усыновления.

Порядок государственной регистрации усыновления регламентируется Законом об актах гражданского состояния. Орган ЗАГСА обязан зарегистрировать усыновление на основании решения суда об установлении усыновления ребенка. Государственная регистрация усыновления ребенка производится органом ЗАГСА по заявлению усыновителей по месту вынесения решения суда об установлении усыновления ребенка , по месту жительства усыновителей или по месту выдачи свидетельства о рождении усыновляемого ребенка. Заявление о государственной регистрации усыновления ребенка может быть сделано устно или в письменной форме. В письменном заявлении о государственной регистрации усыновления, кроме анкетных данных усыновленного ребенка (с указанием фамилии, имени, отчества до и после усыновления), должны быть также указаны сведения об усыновителях: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, национальность (по желанию усыновителей), место жительства усыновителей, реквизиты документов, удостоверяющих их личности, и реквизиты записи акта о заключении брака между ними. Одновременно с заявлением должно быть представлено решение суда об установлении усыновления ребенка и предъявлены документы, удостоверяющие личность усыновителей. Усыновители имеют право уполномочить в письменной форме других лиц сделать заявление о государственной регистрации усыновления ребенка. Если усыновители или уполномоченные ими лица в течение месяца со дня усыновления ребенка не сделали заявления о госу дарственной регистрации усыновления, то усыновление ребенка регистрируется органом загса на основании поступившей выписки из решения суда об установлении усыновления. По результатам государственной регистрации усыновления ребенка составляется запись акт а об усыновлении, на основании которой орган загса вносит необходимые изменения в запись акта о рождении ребенка или составляется новая запись акта о рождении ребенка. Усыновителям на основании изменений или вновь составленной в связи с усыновлением записи акта о рождении ребенка выдается новое свидетельство о рождении усыновленного ребенка, а прежнее свидетельство аннулируется. Усыновителям выдается также и свидетельство об усыновлении ребенка. Таким образом, государственная регистрация усыновления с оформлением соответствующих документов имеет важное значение не только для защиты прав усыновленных, но и для обеспечения установленной законом тайны усыновления.

Что обязаны лично сделать кандидаты в усыновители:
  • познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;
  • ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;
  • подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицин ским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Если кандидаты в усыновители подобрали ребенка, орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка составляет заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка, которое прилагается к имеющимся документам, в дальнейшем направляемых в суд.

Какими правами обладают кандидаты в усыновители?
  • Вы можете встать на учет:

- в органе опеки и попечительства по месту своего жи тельства,

- в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, субъекта Российской Федерации (в Москве таким Банком данных является Управление семейных форм воспитания детей Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы http://www.usynovite.ru/contacts/?region=32)(далее Банк данных о детях).

  • получить подробную информацию о ребенке, который может быть
    усыновлен, а также о наличии у него родственников:

- в органах опеки и попечительства,

- в Банке данных о детях своего

- или любого другого субъекта Российской Федерации,

- в Федеральном банке данных о детях.

  • обращаться в медицинские учреждения для проведения независимого медицинского освидетельствования усыновляемого ребенка при уча стии представителя учреждения, где находится ребенок http://www.usynovite.ru/documents/federal/regulations/234/
Как получить более подробные сведения о ребенке, занесенном в банк данных о детях?
Подробные сведения о детях – сиротах и их родственниках могут предоставляться только кандидатам в усыновители. Получить такой статус Вы сможете, собрав определенный пакет документов и получив на его основе положительное заключение органа опеки и попечительства по месту Вашего жительства. Подробнее об этом читайте в нашей рубрике «С чего начинается усыновление»
Где я могу взять на усыновление младенца без кровных родственников?

Вам надо обратиться в местные орган опеки ( а это – органы местного самоуправления, иногда — муниципальные органы образования, иногда – местная администрация) или в региональный банк данных детей (адреса Вы сможете узнать на этом сайте).

Еще необходимо подумать, хотите ли Вы именно этого. Обратитесь к разделу: Несколько вопросов себе при выборе формы устройства

Также подумайте о том, что существуют Общественные мифы о воспитании чужих детей:

  • проще всего адаптируется в новой семье ребенок совсем маленький (чем меньше, тем лучше);
  • проще всего адаптируется в новой семье ребенок, у которого отсутствуют все кровные родственники и, соответственно, родственные привязанности;
  • девочку воспитывать проще, чем мальчика, она ближе к матери;
  • ребенок придет в семью и сразу будет любить патронатных воспитателей, «он должен быть благодарным!» и пр.;
  • ребенок должен хорошо учиться и получить хорошее образование.

Некоторые комментарии Вы сможете найти в ответах на вопросы по воспитанию детей далее в этом разделе сайта.

Какого ребенка можно усыновить (удочерить)?

На усыновление могут быть переданы дети:

  • дети-сироты, родители (родитель) которых умерли или погибли;
  • дети, родители (родитель) которых дали согласие на усыновление;
  • ребенок-подкидыш;
  • дети, родители которых неизвестны или признаны судом:
  • безвестно отсутствующими;
  • недееспособными;
  • лишены родительских прав (в этом случае ребенок может быть передан в семью на усыновление не ранее чем через 6 месяцев со дня вынесения решения суда о лишении их родительских прав);
  • по причинам, признанными судом неуважительными, более 6
    месяцев не проживают совместно с ребенком и уклоняются от
    его воспитания и содержания.

Не подлежат усыновлению лица, достигшие совершеннолетия (восемнадцати лет).

Также не допускается усыновление братьев и сестер разными лицами, за исключением случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных обстоятельств отвечает интересам детей.

Таким образом, усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.

Как правильно оформить документы на усыновление, если фактическое проживание не совпадает с местом постоянной регистрации или местом Вашей собственности на жилое помещение?

Обращаться необходимо по фактическому месту жительства, но быть готовым к просьбе сотрудников Органов опеки и попечительства предъявить доказательства того, что по этому адресу обратившийся действительно живет. Такими документами могут быть, например, договор аренды жилой площади; справки из поликлиники, подтверждающей медицинское обслуживание гражданина, проживающего по данному адресу; квитанции оплаты за услуги жилищно-коммунальных служб и т.п.

На этапе сбора документов их полный перечень Вы найдете на нашем сайте

Обращаем ваше внимание на то, что акт обследования жилищно-бытовых условий должны делать по месту фактического жительства, но ООП вполне может запросить и аналогичные акты из оставшихся мест, где находится Ваша собственность, поскольку никто не даст гарантии, что завтра Вы не решите переехать по любому из этих адресов.

Существуют ли ограничения при усыновлении ребенка для одиноких людей, в том числе матерей-одиночек?
Общие требования к кандидату в усыновители/опекуны не меняются от того, что он проживает один и что у него уже есть свои или усыновленные дети.
Существуют ли ограничения при усыновлении ребенка для людей, не имеющих постоянную регистрацию по месту их фактического проживания или права собственности на жилое помещение?
Да, такие ограничения существуют. В обязательный пакет документов при усыновлении входит копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение.
Каким образом происходит усыновление российского ребенка гражданином РФ, проживающим за границей (временно или постоянно), имеющим у себя на родине прописку или собственное жилье?

Для граждан Российской Федерации постоянно проживающих рубежом законодательством (п. 4 ст .124 Семейного кодекса Российской Федерации) предусматривается такая же процедура усыновления детей-сирот как и для иностранных усыновителей, информацию о которой Вы найдете на нашем сайте.

Желающим усыновить ребенка иностранным гражданам и гражданам Российской Федерации рекомендуется воспользоваться услугами аккредитованных Министерством образования и науки РФ представительств иностранных организаций по усыновлению, находящихся на территории Российской Федерации. Их адреса и телефоны Вы также найдете на нашем сайте здесь

Правда ли то, что ребенок, рожденный от родителей алкоголиков, обязательно станет алкоголиком?
Нет, это не правда. Наследуется быстрота привыкания организма к спиртному, но не желание стать алкоголиком, «не социальная история». Почти в любой российской семье среди предков были пьющие люди, но их потомки не становятся алкоголиками. Этому способствует общая неудовлетворенность жизнью, ощущение себя ненужным и несчастным, а как раз от такого ощущения ребенка и спасает любящая приемная семья.
Зачем проходить подготовку и тренинг? Сколько на это уйдет времени?

Цели тренинга:

  • Возможность «примерить на себя роль» приемного родителя и понять, что будет с Вами и Вашей семьей после прихода в дом ребенка
  • Оценить свои «родительские компетенции» с тем, чтобы разобраться, какого ребенка взять в семью, о чем спрашивать при подборе ребенка;
  • Познакомить с особенностями системы патронатного воспитания и работы ее служб;
  • Помочь патронатным воспитателям прояснить их собственные возможности и трудности;
  • Создать атмосферу для установления партнерских отношений в группе для осуществления дальнейшей взаимной поддержки и обмена опытом после размещения детей в их семьи;
  • Изучить психологические особенности и возможности будущих патронатных воспитателей с целью подбора наиболее оптимальных вариантов для размещения детей с учетом психологической совместимости.

Тренинг, как правило, длится около полутора месяцев (10 занятий по 3,5 часа). Он предполагает активное взаимодействие с семьей и активную внутреннюю работу самой семьи. У Вас могут возникнуть определенные чувства и эмоции и Вам самим может понадобиться время для их проживания. По окончании тренинга социальные работники посетят Вашу семью и должны будут поработать со всеми ее членами. Поэтому не устанавливаются какие – либо сроки подготовки, все будет определяться Вашей готовностью взять ребенка.

Что такое усыновление?
Под усыновлением или удочерением понимается юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) его родственниками, с одной стороны и усыновленным –с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.
  • Алексей В., 13 лет
    Характер: общительный, доброжелательный
    Видеопортфолио: есть
  • Татьяна А., 17 лет
    Характер: дружелюбная, вежливая, общительная
    Видеопортфолио: есть
  • Данил М., 16 лет
    Характер: спокойный
    Видеопортфолио: есть
  • Илдар А., 16 лет
    Характер: активный, любознательный
    Видеопортфолио: есть
  • Илья Б., 16 лет
    Характер: спокойный, общительный
    Видеопортфолио: есть
  • Максим С., 14 лет
    Характер: малообщительный, доброжелательный
    Видеопортфолио: есть
  • Вадим Б., 15 лет
    Характер: общительный, спокойный, вежливый
    Видеопортфолио: есть
  • Виктор Б., 14 лет
    Характер: импульсивный, неугомонный, любознательный, любит играть в машинки с пультом, подвижные игры, предпочитает общение со сверстниками
    Видеопортфолио: есть