Департамент труда и социальной защиты населения города Москва
Интернет-портал регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, города Москвы

Что означает диагноз задержка психического развития (ЗПР)?

4. Что означает диагноз задержка психического развития (ЗПР)?

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.

Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.

Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность), не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).

Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.

ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

  • Данила В., 2 года
    Характер: коммуникабельный, смешливый, легко идет на контакт
    Видеопортфолио: нет
  • Иван Б., 7 лет
    Характер:
    Видеопортфолио: нет
  • Кира К., 5 лет
    Характер: контактна, инициативна, упрямая.
    Видеопортфолио: нет
  • Филипп Б., 8 лет
    Характер: Умный, отзывчивый, доброжелательный
    Видеопортфолио: нет
  • Элен К., 4 года
    Характер: Ребенок коммуникабелен, хорошо контактирует с взрослыми и детьми.
    Видеопортфолио: нет
  • Павел Р., 9 лет
    Характер: активный, общительный
    Видеопортфолио: нет
  • Армен К., 6 лет
    Характер: ребенок коммуникабельный, хорошо контактирует с взрозлыми и детьми.
    Видеопортфолио: нет
  • Савелий М., 12 лет
    Характер: спокойный, добрый
    Видеопортфолио: нет
  • Никита Л., 15 лет
    Характер: стабильное эмоциональное состояние, отклоняющегося поведения не выявлено.
    Видеопортфолио: нет
  • Александра А., 3 года
    Характер: контактная, спокойная
    Видеопортфолио: нет