Департамент труда и социальной защиты населения города Москва
Интернет-портал регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, города Москвы

Какие сущуствуют причины и виды ЗПР?

5. Какие сущуствуют причины и виды ЗПР?

Строго научно, ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития, когда память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Причины ЗПР можно разделить на две большие группы: биологического характера и социально-психологического характера.

К первой группе причин относят патологии беременности, недоношенность ребенка, родовые травмы, различные соматические заболевания, постнатальные (на первом году жизни) травмы и заболевания, алкоголизм и наркоманию родителей. То есть, за исключением последних двух случаев, ребенок с ЗПР вполне может появиться на свет и у абсолютно здоровых, благополучных родителей.

Вторая группа причин – психогенные, обусловленные социальными условиями. Здесь на первом месте стоят дефицит материнской ласки, человеческого внимания, недостаток ухода за малышом, неблагоприятные условия воспитания и жизни ребенка в семье. В таком же положении оказываются и предоставленные сами себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни, а также дети, пережившие психотравмирующие ситуации.

ЗПР принято делить еще и по типам:

1. ЗПР конституционального происхождения. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме – это такой комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который отражается на учебной деятельности ребенка и его адаптационных способностях к новой ситуации. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы: повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, которые при этом весьма неустойчивы. Ребенок тяжело приспосабливается к новым для него условиям, к школьному возрасту у него на первом плане все еще стоят игровые интересы. Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, усваивать школьную программу, подчиняться общей дисциплине, либо совершить над собой любое другое волевое усилие. Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, творчески мыслить, его отставание в развитии не бросается в глаза, однако при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

2. ЗПР соматогенного происхождения. К этой группе относятся ослабленные, часто болеющие дети. В этом случае задержка психического развития может сформироваться в результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития (например, порока сердца). Это объясняется тем, что на фоне общей слабости организма психическое состояние малыша тоже страдает. Низкая познавательная активность, повышенная утомляемость, притупление внимания – все это создает благоприятную ситуацию для замедления темпов развития психики. Такие дети чувствуют неуверенность в собственных силах, боятся окружающего мира, легко теряются в непривычных условиях.

3. ЗПР психогенного происхождения. Основная роль здесь отводится социальной ситуации развития малыша: неблагополучные семьи, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость. А если ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности, следствием будет отсутствие представлений о моральных нормах, неумение контролировать собственное поведение, безответственность и неспособность отвечать за свои поступки. У таких детей отсутствуют чувство ответственности и долга, они не умеют ограничивать свои желания и зачастую проявляют излишнюю эмоциональность.

4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Прогноз дальнейшего развития для таких детей по сравнению с предыдущими тремя типами, как правило, наименее благоприятен. Как следует из названия, дети страдают поражением головного мозга, от размера и времени которого зависит степень задержки психического развития. Дети с подобными задержками могут иметь совершенно разные симптомы.

  • Филипп Б., 8 лет
    Характер: Умный, отзывчивый, доброжелательный
    Видеопортфолио: нет
  • Никита Л., 15 лет
    Характер: стабильное эмоциональное состояние, отклоняющегося поведения не выявлено.
    Видеопортфолио: нет
  • Армен К., 6 лет
    Характер: ребенок коммуникабельный, хорошо контактирует с взрозлыми и детьми.
    Видеопортфолио: нет
  • Александра А., 3 года
    Характер: контактная, спокойная
    Видеопортфолио: нет
  • Иван Б., 7 лет
    Характер:
    Видеопортфолио: нет
  • Кира К., 5 лет
    Характер: контактна, инициативна, упрямая.
    Видеопортфолио: нет
  • Элен К., 4 года
    Характер: Ребенок коммуникабелен, хорошо контактирует с взрослыми и детьми.
    Видеопортфолио: нет
  • Савелий М., 12 лет
    Характер: спокойный, добрый
    Видеопортфолио: нет
  • Павел Р., 9 лет
    Характер: активный, общительный
    Видеопортфолио: нет
  • Данила В., 2 года
    Характер: коммуникабельный, смешливый, легко идет на контакт
    Видеопортфолио: нет